Сегодня мне немного захотелось ударится в примитивные вещи и описать то, что можно найти во всемирной сети в большом количестве и без особых трудов. Речь пойдет практически о святая святых протокола HTTP: POST и GET запросах.
Многие спросят зачем? Отвечу коротко и ясно: что это и зачем это нужно — знают далеко не все, а те кто хочет узнать об этом (при этом мало что понимая в it сфере) часто не могут понять то что пишут во многих и многих статьях посвященных данной теме. Я же постараюсь на пальцах объяснить что такое POST и GET запросы и с чем их едят.
Итак, начнем наше путешествие в сказку…
Если вы читаете данное сообщение, то Вы как минимум знаете как выглядит Интернет и что такое Интернет сайт. Опустив все тонкости работы всемирной паутины, будем оперироваться такими понятиями как пользователь и сайт. Как ни крути но эти два субъекта должны как-то взаимодействовать друг с другом. Вот люди, например, общаются между собой благодаря жестам, эмоциям и речи, животные издают какие-то звуки, а что же происходит при «общении» человека и Интернет ресурса? Здесь мы имеем случай обмена информацией, который можно перенести и на человеческий разговор плана «Вопрос-Ответ». Причем и вопросы и ответы могут задавать как и пользователь, так и сайт. Когда мы говорим о сайте, то его вопросы и ответы, как правило, всегда выражаются в виде Интернет страницы с тем или иным текстом. Когда же речь идет о пользователе, то тут все происходит благодаря GET и POST запросам (конечно не только, но мы говорим о них).
Таким образом мы выяснили, что объекты нашей темы необходимы для «общения» с сайтами. Причем как и GET, так и POST запросы могут использоваться и для «задания вопросов» сайту и для «ответов». Чем же они отличаются? Все достаточно просто. Однако для объяснения различий, придется рассмотреть пример, в качестве которого возьмем сайт плана Интернет магазин.
Наверное Вы часто обращали внимание, когда искали что-нибудь в онлайн магазинах, что прибегая к поиску по фильтрам, адрес сайта превращался из красивого «http://magaazin.ru» в страшный «http://magaazin.ru/?category=shoes&size=38». Так вот, все что идет после символа ‘?’ и есть Ваш GET запрос сайту, а если быть совсем точным, то в данном случае Вы как бы спрашиваете сайт, о том что у него есть в категории «Обувь» с размеров «38» (данный пример взят из головы, на деле все может выглядеть не так очевидно). В итоге мы имеем что вопросы мы можем задавать сами, путем указания их в строке адреса сайта. Очевидно, что данный метод имеет несколько недостатков. Во-первых, любой кто находится рядом с пользователем за компьютером, может спокойно подсмотреть все данные, поэтому использовать данный вид запросов для передачи паролей крайне не желательно. Во-вторых, есть ограничение на длину строки, которая может быть передана из поля адреса сайта, а значит особо много данных передать не получится. Однако несомненным плюсом использования GET запросов является его простота использования и возможность быстро спрашивать сайт, что особенно бывает полезно при разработке, но это уже другая история…
Теперь поговорим о POST запросах. Догадливые читатели, возможно, смекнули, что главным отличаем данного запроса от его собрата — скрытность передаваемых данных. Если рассматривать Интернет магазин, то ярким примером где используется запрос POST — регистрация на сайте. Сайт спрашивает Ваши данные, Вы эти данные заполняете и при нажатии на кнопку «Регистрация» посылаете свой ответ. Причем никак внешне эти данные не отобразятся. Так же стоит отметить, что запрашивать могут достаточно большое количество информации — а значим ограничений POST запрос не имеет. Ну и если затронуть минус, то такой запрос быстро не сгенерируешь. Без специальных навыков, тут уже не обойтись. Хотя на самом деле все не так уж и сложно, но это опять же — другая история.
Подведем небольшой итог. POST и GET запросы нужны для «общения» пользователя и сайта. Они по сути практически являются противоположностью друг друга. Использование тех или иных видов запросов зависит от конкретной ситуации и пользоваться только одним видом запроса крайне неудобно.